Всемирный потоп и Ноев ковчег: к вопросу о первом государственном образовании на Земле

ингушский язык
история

Версий относительно мифических или библейских преданий о всемирном потопе, конечно, множество. Однако еще не все, что связано с этим предполагаемым фактом в истории человечества ясно и понятно. Тем более, что большинство исследований по этому предмету страдало той или иной тенденциозностью, а многие версии, заслуживающие большего внимания, не находили своего дальнейшего развития. Так, например, еще в 1927 году была опубликована книга горного инженера Ф. М. Коняева «Урал и Библия», в которой на основе историко-геологических данных автор предположил, что Ной начал и завершил свое плавание на Урале.

Настоящее исследование касалось не только проблем Всемирного потопа, но и массы других, например, топонимии Урала, до сих пор не ставшей, на наш взгляд, предметом серьезного изучения. В частности, опираясь на библейские рассказы о всемирном потопе, Ф. М. Коняев изготовил собственную карту южного и северного полушарий Земли, поместив в центре северного полушария Южного Урала гору Иремель, с которой «у древнего человека связывались особые воспоминания, как о колыбели первобытного человечества»[1].

Кроме того, в книге «Урал и Библия» огромное количество всевозможных версий, представляющих все еще несомненный интерес для исследователя. Чего стоят, например: предположения о связи Урала с Библией; суждения о библейских Иафет, Сим, Хам, Меша, которые автор выводил из названий уральских рек Уфа, Сим, Кама, Меша (Мёша или Миоша); попытки связать такие слова как Иремиль и кремль (или «и кремли», «кремель»); использование массы слов с характерными «ела», «ель», иль», «эла», «уль» «(Елабуга, Иремель, Аракуль), на наш взгляд, непосредственно связанных с корнем многих древних ключевых понятий политической лексики (например, баал, бал, ваал, вали, диала, карл, король – в значении «бог», «владыка», «правитель» и др.).

Ф. М. Коняев писал: «Народы при своих переселениях обыкновенно переносят с собою и прежние имена… и прилагают их к вновь открываемым морям и рекам... Америка, например, переполнена названиями городов, рек и пр., перенесенными из Старого Света. То же самое произошло и с названием Арарат перенесенным в Закавказье с Урала»[2].

Действительно подтвердить предположения о движении того или иного слова по различным регионам Земли, его проникновение в тот или иной язык или культуру можно на примере многих терминов и понятий, имеющих одинаковую лексическую природу, говорящих о единстве или родстве тех или иных политико-правовых систем.

Нетрудно, например, найти «родство» между шумерским «диала» («бог») и его ингушским аналогом «даьла», состоящим из «да» («отец», «хозяин») и «аьла» («господин», «правитель»). Особенно примечательны ингушские слова «хий» («вода», «река») и «аьли» («овраг», «река»), являющихся корнем многих слов, связанных со словами «вода», «река». Их много в самых разных языках народов Земли.

Ингушское слово «хий», например, можно без труда обнаружить в массе таких слов как: виски (viski, шотландск., «живая вода»; ср. с инг. «живая вода» - «виса хий»), водка (водка когда-то «была водой»[3], т. е. «ка» в «вод-ка» - «хий», т. е. «вода»); Энки (шумерский «бог воды» или «господин воды», где «ки», возможно, «хий»), Инах (бог одноименной реки в древнем Агросе, Греция), Хания (нимфа реки Хана); Аттехей (Черкесия; букв. страна у реки или у моря), Аттика (омываемая морем, историческая область на юго-востоке Древней Греции), Иберия (Восточная Грузия, древняя Картли, а также древнее название Испании. Обе - прибрежные страны Черного и Средиземного морей. Поэтому в «и-бер», на наш взгляд, два таких термина как «и» («хий»/«вода») и «бер» («берд»/«берег»), позволяющие говорить буквально: «прибрежная»); Волга, Яик, Самарги, Гихон (в Библии, на земле Куш), Хилок, Селенга, Печенга, Хуанхэ («Желтая река»), Хайхэ, Байхэ, Вэйхэ, Юндинхэ, Наминхэ, Марха, Дарбан или Дарбах/Дарбаху (Дагестан; на реке Дарбах – город Дербент). Пожалуй «хий» присутствует и в самом термине «река», которым обозначается постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья, что мы можем подтвердить на примере «Терек», где «к» тот же «хий», что хорошо видно на примере менее известного Лоаман хий (букв. «вода гор»; в грузинских источниках «Ломеки»), другого названия Терека.

То же мы можем сказать и о «аьли». Корень этого слова присутствует, на наш взгляд, в таких словах как: Кулулу (в шумеро-аккадской мифологии спутник Энки), Тобол, Сулла, Каяла, Укаяли, Итиль или Этиль (Волга), Вааль (Vaal), Илек (левый приток Урала в Казахстане и Оренбуржской области), Иловля (левый приток Дона в Саратовской и Волгоградской областях), Сал (в верховьях Джурак-Сал, Галис, Аллие (Италия), Зоркуль, Шоркуль, Рангкуль, Урал, Арал, Байкал, Итиль, Дияла или Диала (реки в Месопотамии, в то же время, Даьла как в Шумере так и у ингушей – Бог), Дарьял, Кистис-цкали (река кистов), Глигвис-цкали (река глигвов), Эгрисцкали (Эгрисская вода), Борагнис-цкали, Тагаурис-цкали (река тагауров), Цхенисцхали.

Интересно, что ингушское слово «аьли» («река») легко напоминает другое инг. слово «аьла» (господин, князь, царь, правитель). Кроме того, финикийское река Бел и Бог Баал, шумерское река Диала и Бог Дияла, ингушское река – аьли, правитель – аьла или Бог – Даьла. Эти одинаковые значения понятий река и правитель – «аьли» («река»), «аьла» («правитель»), «Даьла» («Бог»), «Диала» (название конкретной реки в Месопотамии) говорят о том, что название реки у древних ассоциируется с понятием бог или правитель.

Как бы то ни было, слов, которые родственны понятию аьла, в значении правитель, царь, бог мы находим повсеместно немало. Немало их и таких, которые легко напоминают ингушское «аьли» в значении «река».

Конечно, многие положения книги Ф. М. Коняева являются достаточно спорными, многие уже, по прошествии времени, смотрятся по иному. Но книга все еще представляет несомненный интерес, для тех, кто хочет взглянуть на тот или иной глобальный процесс, на то или иное общественно-политическое явление, особенно в его генезисе.

Особый интерес данная работа представляет в контексте суждений относительно понятия «карда» или «киртя», которые напоминают современное ингушское слово «карт», обозначающее, как и у Коняева «ограда». «По вавилонскому сказанию жреца Бероза (III в. до р. Х.) ковчег остановился на Кардирайских горах; по точному переводу: «на ограде райских гор». Карда значит ограда, задний двор и аналогична татарскому «киртя». Название это употребляется в Поволжье и русским населением»[4].

На созвучие с «гард» Корьдно или Корьден русских источников указывает современный писатель В. Щербаков. Под этим названием, по его мнению, скрывается главный город земли Вантит, располагавшийся по берегам реки Оби и в верховьях Дона, - Хардиб[5].

Конечно, мы можем вспомнить здесь обычные на первый взгляд слова характерные для русского языка: огород, ограда, град, город, гражданин.

Однако различных понятий образованных с помощью Карда, аналогичного у Коняева татарскому Киртя, не просто много, а очень много, что убедительно свидетельствует о его древности.

Об этом говорят, например, встречающиеся в самых различных регионах Земного шара термины как Картахадашта (Карфаген), Картли, Асгард и Мидгард, Манцикерт, Тигранакерт, Гамбург, Франкфурт, Невогарды (Новгород), Хашимджирд, Хашумкирт, Сиявушгард или Сиявушгирд, Пашхурд, Ахкингурт, Агикартне, Карт-Джурт Аленкурт, Алланкурт, Аленкур ля-Кот, Карталы, Джакарта (Jakarta Djakarta), Джокьякарта или Йогьякарта (Yogyakarta, Jogjakarta, Djokjakarta).

На этой основе мы можем выстроить гипотетический ряд корней слов как - бург - гард - гирд - город - град - гурд - джирд - карт - кирд - кирт - хурд - хурт - юрт, который, на наш взгляд, ставит под сомнение предположение, что русское градъ=город (литовск. gardas /ограда/, албанск. gardh /забор/, готское gards /усадьба/), «славяне заимствовали у древних германцев»[6]. Тем более, что еще в древних финикийских городах Тир и Карфаген встречается имя бога Мелькарт, а один из восьми сыновей Хаоса, правнука мифического Ноя, носит имя Картлос. И «Мелькарт» и «Картлос» характерны наличием специфической части «карт», этимологической родни «град». Говоря о «карт» трудно пройти мимо такого замечания, что «…из попыток этимологизации «Картли» (древнее название грузинского царства – М. Я.) самой достоверной является та, которая связывает Картли с «Карта», т. е. с «огороженным местом»»[7].

Однако в связи с понятием кард («ограда») наше особое внимание привлекает попытка Ф. М. Коняева использовать этимологию слова ковчег для обоснования своих суждений о месте отплытия Ноя после начала потопа вместе со своим семейством. Укажем, что исследователь считает таким местом район уральского г. Бирска на р. Белой. Автор полагал что «ков» в «ковчег» указывает на «корабль или больших размеров плот». Под второй частью «ковчег», полагал он, сохранено указание на многоводную и широкую реку, в долине которого он был построен. Выводя из «чег» с помощью разлагающейся на «с» и «х» (лат. «c» и «h») сложной согласной «ч» киргизское (hak или hek) и башкирское (Ак-исыл) названия реки Белой, Ф. М. Коняев утверждал, что «слово «ковчег» указывает, что оно ковано на реке Белой и, видимо, ковчег и ковшик – синонимы, причем первое служит прототипом второму». Далее, используя еврейское слово tebach («ящик»), автор заключил, что ковчег «…был похож на ящик, представляя из себя многорядный плот с надводной постройкой…». Тут же в специальной таблице приводились данные о размерах реки Белой, взятые в разных местах ее течения, и данные о внешних размерах ковчега. В конце этой части своих рассуждений автор предположил, что «Ной зажиточный и влиятельный человек» из многих сотен огромной длины бревен породы хвойного дерева построил плот (или корабль) двухсотметровой длины. Ширина его превышала тридцать метров, а высота 19[8].

Не ставя под сомнение какие-либо предположения Коняева, обратимся к специфическим ингушским понятиям «ков» и «карт». «Карт», мы уже говорили, «ограда». «Ков» - «двор». Причем, эти два термина «неразлучны», поскольку образуют одно сложное понятие: ков-карт («усадьба»; букв. «двор-ограда»), и одно без второго до сих пор, как правило, не существуют, поскольку там, где есть «ков», всегда есть «карт», очертание внешних границ пространства владения, а там, где есть «карт», всегда есть «ков» - сложный комплекс строго иерархизированной внутренней системы, с не менее строгой политико-правовой и социальной регламентацией вовне.

Теперь представим себе, чем был занят зажиточный хозяин Ной перед тем, как произошла трагедия, потоп. Главное, где он проводил это свое занятие, допустим, в долине р. Белой? А если предположить, что в этой самой долине у Ноя было свое имение, т. е. он имел здесь свой ков-карт (двор и ограду, очерчивающую внешние границы этого двора). Позволительно допустить, что работу по строительству плота (или корабля) Ной начал у себя во дворе (по инг. это прозвучит так: «Ший коа»). Также мы допустим, что этот огромный плот, после того как трагедия началась, был поднят водой и сам пошел в плавание (как известно, Ноев ковчег – механизм самоходный). После долгих странствий плот остановился. Какому бы месту его конечной остановки мы не отдали предпочтение (назовем некоторые основные версии: Арарат, Кавказ, Джуди-Даг, Урал), следует признать, что он стал неотъемлемой частью этого самого места. Естественно, что в таком случае он стал убедительным напоминанием не только о том, что произошло, но и о дворе, где было начато его строительство, почему он и получил такое название: «Ковчег» – буквально «ков ч1ега», т. е. «кусок двора», в прямом и переносном смысле - оторвавшийся кусок двора.

Таким образом, «ковчег» действительно указывает на место отплытия ковчега Ноя, но не говорит о чем бы то ни было ином, кроме как о дворе самого Ноя, где и вели строительство плота, пролежавшего здесь до тех пор, пока не понадобился для спасения либо самого семейства Ноя, если род человеческий был сохранен в лице и других людей Земли, либо рода человеческого, если из числа современников Ноя только он и его семья спаслись. Мы вправе предположить, что строительство такого сложного даже по нашим временам объекта как ковчег было делом времени. Возможно, что архитектурный гений Ной думал о сооружении, которое могло быть использовано, как на воде, в случае надобности, так и на том самом месте, где он его строил, если прогнозы о капризах погоды не подтвердятся. В любом случае сооружение Ноя было уникальным, и строили его на большой ровной площадке, служившей двором (ков) большому семейству патриарха.

Термин «ковчег» таким живучим оказался, на наш взгляд, потому, что на протяжении жизни многих поколений людей он оставался не только «ладьей спасения», но и той единственной реликвией, напоминавшей о прежних временах и о былой родине, затем этому, естественно, способствовал и факт нахождения вблизи него особой святыни - могилы патриарха Ноя.

Это наше последнее утверждение подтверждается обилием не только различных сведений о месте начала и конца трагедии, но и множеством версий об этом происшествии, случившемся, как предполагал Ф. М. Коняев, основываясь на данных Библии, за 2349 лет до рождества Христова, т. е. 4356 лет назад.

Во всех случаях, нам представляется, что все, что связано с преданиями о всемирном потопе, говорит о начале государственно-правовой истории народов Земли. Ной был первым правителем, наделенным неограниченной властью, у него были необходимые силы, средства и воля для организации усилий множества людей, во имя их собственного спасения. Он был собственником имения (ков) имеющего внешне очерченные формы или границы (карт). Внутри этого карт (ограды), на территории этого ков (двора) и происходило (задолго до появления первых городов, первых городов-государств) оформление соответствующих представлений об основных базовых ценностях общины-общества. Главными и определяющими здесь, вероятно, были кровнородственные отношения, отчего послушание тем или иным установлениям было делом обычным и привычным.

Затем долгое время именно на примере этой организации люди сумели сохранить и умножить свои богатства, обустроить свою жизнь. Дальнейшее его совершенствование, происходившее из поколения в поколение по мере увеличения количества людей, привело к созданию основ различных социальных институтов, пронизывающих всю систему общественных отношений вплоть до наших дней.

Яндиев М.А.,

заместитель министра по связям

с общественностью и межнациональным отношениям

Республики Ингушетия

[1] Коняев Ф. М. Урал и Библия. Опыт историко-геологического исследования. М., 1927. С. 18.

2 Коняев. Ф. М. Урал и Библия… С. 12.

3 См.: Кеслер Я. Когда на Руси к питию пристрастились//»Красная звезда»/Главная страница от 28 02 07 (по Интернету).

4 Коняев. Ф. М. Урал и Библия… С. 12-14.

5 См.: Щербаков В. Асгард – город богов. Документальный роман. М.: «Молодая гвардия», 1991. С. 228). В XI веке свои походы на эту землю совершали русы (Владимир Мономах). Мы можем предположить, что здесь под «гард» скрывается «карт».

6Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. Под ред. А.А. Волкова.М., 2003. С. 212.

7 Георгиевич Г.Д. Историческая география восточной Грузии. (Шида Картли в IV-XVIII вв.). Автор. дисс. на соис. уч. ст. док. ист. наук. Тбилиси, 1986. С. 15.

8 См.: Коняев. Ф. М. Урал и Библия… С. 27.

Статью см.: Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 8. В 3 томах. Том 3. М.: Издательская Группа «Юрист», 2008. С. 1025-1029.